Нож в бою | Ножи со всего мира

Нож в бою

Нож — доисторическое оружие, дошедшее до нашего времени и, не утратившее своей актуальности, своих боевых качеств сегодня. Термин "нож", произошел от названия клинка (20-25см), который носили на ноге, за голенищем сапога, отсюда и название.

Существует огромное количество коротких клинков, но выделяют три основных: кинжал, нож и стилет.

Кинжал — клинок с двухсторонней заточкой, позволяющий наносить режущие и рубящие удары без дополнительных манипуляций, что оказывает влияние на технику исполнения бойца. Само слово "кинжал" вовсе не восточного происхождения, а от древнерусского "кинь жало" и обозначало большой метательный нож — традиционный элемент вооружения дружинников. Вспомним былину об Илье Муромце и Идолище Поганом, Илья убивает "оккупанта" метким броском своего кинжала, что и подтверждают летописные источники о гибели Итларя (исторический прототип Идолища Поганого).

Нож — короткий клинок с односторонней (полуторосторонней) заточкой. Хочется отметить, что угол заточки влияет на применение клинка, т.е. от угла заточки зависит его режущая и вспарывающая составляющая поверхностей (одежды, кожных покровов). Ножи бывают прямые (европейские) и изогнутые (азиатские). Кстати, на Руси нож всегда считался элементом традиционной мужской культуры, носился за поясом (поясной нож, от него происходит отдельно выделяемый специалистами русский нож с прямым или почти прямым лезвием и скошенными сторонами обуха, так, что разрез клинка образует ромб неправильной формы), форма и расположение клинка прямо символизировали мужское достоинство. А за голенищем сапога, как оружие "последней надежды" носился знаменитый засапожник.

Обрядовые поединки на ножах и ритуальная работа с ножом в толпе "втемную (вслепую)" происходили в деревнях до середины тридцатых годов двадцатого века.

При большевиках нож, как и вся русская кулачная традиция, попал в опалу и стал ассоции-роваться в сознании обывателя с преступным миром.

Это произошло с великолепным ножом разведчика образца 1940 года. Все ножи, копи-рующие его форму, стали называть бандитскими финками.

 Стилет — узкий трехгранный (либо четырехгранный) клинок. Стилет предназначен только для проникающих, колющих ударов. Плюс стилета в том, что его схожесть с шилом, по-зволяет легко пробивать даже жесткие поверхности, например, бронежилеты дешевых кон-струкций и плетеные кольчуги, надеваемые под одежду. В отличие от секущих, режущих и даже колющих ударов ножом, кольчуги не "держат" укол стилета, из-за чего он пользуется определенной популярностью в криминальных разборках и среди представителей экстре-мистских молодежных течений.

На применение ножа влияли традиции народов различных регионов мира, но все формы применения имели одну цель — поразить противника на ближней дистанции.

Существует достаточное количество положений ножа в руке. Хваты бывают жесткие и мягкие, влияющие на коордиционные движения ножа.

 Основной хват клинка требует такое положение плоскости оружия, при котором руко-ятка упирается в основание ладони, что позволяет руке не соскальзывать при сильных уда-рах и увеличить пробивающую способность. Большой палец лежит на планке рукояти чуть сбоку, остальные пальцы плотно облегают ее, (такой хват называют прямым).

Обратный хват ножа: лезвие от мизинца смотрит вниз. Нож держится достаточно жестко, при необходимости допускается накладывание большого пальца на торец рукояти клинка.

Кроме этих хватов, существует множество промежуточных положений клинка в бою. С мастерством число стационарных хватов уменьшается, и нож представляет собой некую переменную, которая может находиться в любой точке пространства перед исполнителем.

При прямом хвате клинка можно выполнять огромное количество действий, от непре-рывных волновых действий в горизонтальной плоскости, причем, используя для движения не только всю руку, но и одну кисть, что уменьшает возможность парировать такие удары, так как они менее различимы и обладают большой скоростью. Этим хватом удобно произ-водить рубящие, режущие, секущие удары со всех сторон, сверху вниз и снизу вверх, мол-ниеносные уколы, и комбинированные удары (рубяще-вспарывающие, тычково-режущие) по всей плоскости тела противника.

 Профессиональное использование ножа подразумевает применение не только различных хватов в динамическом режиме, но и умение фехтовать любой рукой, использовать пере-хваты для смены рук, а также работать свободными конечностями синхронно и, самое главное, асинхронно (этим отличается работа профессионала хорошего класса) с клинком. Эти требования возможны только при хорошей механической и психофизической подго-товке. Но не только знание механики обеспечивает победу, а 90% победы — знание своих возможностей и возможностей клинка, понятие его составляющих, т.е. полное осознание ножа, как инструмента действий (отсюда и вытекает отсутствие страха лезвия, умение "па-раллелить" клинок с конечностями и с телом).

* * *

Все действия, в ножевом бое, можно разделить на линейные и круговые (пластичные). Форма исполнения у каждого тактического варианта разная. Траектория линейного боя — это ломаная линия, а также различные "угловые" фигуры (треугольники, квадраты и т.д.). Основа заключается в сочетании поступательных и возвратных движений, что близко к традиционной фехтовальной манере ведения боя. Жесткое удержание клинка в руке — не-отъемлемая часть линейного боя. Только так боец может достичь максимальной эффектив-ности, т.к. при выпаде — уколе пробивная способность усиливается.

Возвратное движение используют, как защиту, так и для вспарывания уже пораженного участка противника. Основной недостаток этой формы применения — это малая эффектив-ность в групповом бою, граничащая с большой вероятностью быстрой смерти. Противники атакуют со всех сторон и нужно иметь огромную скорость укола, чтобы быстро нейтрали-зовать их, что мало вероятно, а "залипание" на одного противника открывает путь другим и боец становится беззащитным. Поэтому такой вид боя хорош при ограниченном количе-стве врагов.

Хотим отметить, что в армейских подразделениях, которые используют амуницию: броне-жилеты, форму, разгрузки и др., линейный бой актуален. Только сильным, линейным уда-ром, возможно, пробить обмундирование — это, во-первых, а во-вторых, простота исполне-ния позволяет обучать бойцов в короткий срок.

Мастера линейного боя никогда бездумно не нападают, а стараются маскировать действия обманными движениями, и бой сводится, кто кого обманет или обманется.

Техника кругового боя координально отличается от линейного боя, как круг отличается от линии. Пластичные действия не разбиваются на атакующие и защитные, единственное тре-бование — это непрерывность: с любой точки пространства может последовать порез, укол, вспарывающее движение. Траектории такой формы исполнения представляют собой вось-мерки, лепестки (спирали и т.д.)

Отсутствие атаки и защиты, т.е. цикличность движений, обеспечивает постоянное напря-жение противника и увеличивает вероятность поражения при выполнении приемов и ком-бинаций. Другими словами, все сводится к "блок — удару", т.е. слиянию атаки и защиты в одно движение, воздействие, что экономит силы и является оптимальным для ведения боя против нескольких противников, потому что позволяет бойцу ткать вокруг себя боевую "паутину" из траекторий описываемых клинком.

Мастер пластичного боя, как бы находится в сфере, созданной своим клинком, и он пора-жает (отсекает) любую часть противника, что пересекает границу этой сферы, будь то нога, рука, палец или голова.

В круговом бою удобно использовать работу по ближайшей конечности, т.е. боец гонится не за "лицом" врага, а поражает ту часть тела, что находится ближе, более открыта. Непре-рывность движения позволяет перейти в любой уровень атаки и провести неожиданные воздействия: от пореза — укола, до удара всей плоскостью клинка или рукоятью с после-дующим прихватом за одежду, кожу и т.д.

 Выбор ведения поединка не должен быть только линейным или круговым. Случаев в жизни бывает много, но людей рассказывающих о них всегда было мало. Поэтому нужно знать все формы использования и уметь их применять комбинированно.

***

Любой ножевой бой начинается с момента психологической оценки, которая опирается на визуальные (зрительные), внутренние, слуховые и т.д. параметры, основным является визу-альный параметр.

Если противник обнажил нож, понизил центр тяжести, руку с ножом вытянул вперед, согнул свободную руку тыльной стороной к себе, задумайтесь, и если вы не уверены, бегите, и, причем быстро. Не стоит узнавать у него профи он или книжек начитался, не стоит, есть огромная вероятность ничего никогда не узнать!

 Для себя разделяем два положения тела при клинковом бое. Нож против безоружного: центр тяжести понижен, корпус развернут, наклонен немного вперед, нож в "задней" руке, рука, находящаяся впереди чуть согнута. Такое положение обеспечивает безопасность вашей руки с ножом, рука впереди, защищает руку с клинком и наносит вспомогательные удары, прихватывает, подтягивает или фиксирует "жертву", для дальнейшего действия ножом.

При ножевом бое, клинок-клинок, стойка обратная: нож в "передней" руке, корпус повер-нут, центр тяжести понижен за счет сгибания коленей, свободная рука согнута и прикрыва-ет шею, грудь. Причем она развернута внутренней стороной к себе, что не позволит врагу нанести порезы по тыльной стороне руки, (на ней находятся основные артерии — лучевая и локтевая, поражение которых при качественном рассечении и отсутствии немедленной ме-дицинской помощи ведет к потере сознания от массивной кровопотери через 30 секунд, и еще через 30 секунд наступает летальный исход, самое меньшее, на что можете рассчиты-вать, это полная потеря боевых функций кисти и предплечья пораженной руки, вследствие рассечения сухожилий и нервных стволов, проходящих здесь очень близко к поверхности), а тыльная сторона предплечья может при необходимости принять удар-порез клинка, т.к. серьезных зон поражения на ней нет.

Бой с ножом против безоружного противника сложен и прост одновременно. Все знают, что человека, который сопротивляется убить очень непросто, даже, если против него про-фессионал — ножевик. Очень много факторов влияют на результат такого поединка, но су-ществует один самый важный — это готовность к сопротивлению. Если человек не считает себя жертвой, то у него есть шанс остаться в живых!

 При такой ситуации, как и при ножевом бое, клинок — клинок, требуется выполнять не-укоснительно главное правило: работать по ближайшей конечности, т.е. порезы кисти, предплечья, плеча и ноги.

Также есть вариант мгновенной атаки в жизненно важные точки тела, что сразу решит исход поединка. Но такой вариант труден и требует огромной психофизической, технической подготовки!

Не всегда можно пробить человеческое тело клинком, причем сложность составляет и то, что противник будет находиться в движении, а значит, увеличивается вероятность того, что при ударе нож вывернется. Поэтому надо чувствовать нож, уметь располагать кисть так, чтобы пробивная способность ножа увеличивалась, что очень непросто, т.к. требует интуитивной подготовки и определенных знаний. Еще одна сложность — спокойствие, отсутствие страха режущей поверхности, а значит — молниеносная реакция без психологических "тормозов". Только при условии понятия ножа возможно осознание координационных движений, отсюда освоение техник клинкового боя и доведение до совершенства свободного комбинирования различных техник владения ножом!

Только скорость, психологическая устойчивость, точность, простота исполнения позволяют обеспечить максимальную эффективность в ситуации, где ошибка — это смерть. Ноже-вой бой такой ситуацией и является.

 Простая техника — это техника, когда у исполнителя не возникает механического торможения, т.е. траектории движения клинка отработаны, введены в индивидуальную систему бойца на уровне подсознания. Мы используем "кресты", где начало каждого отрезка и пересечение линий — это укол.

Способ ношения клинка сказывается и на эффективности его примения в бою. Более под-робно смотрите в статье "Ношение ножа". Для скрытого ношения нож может находиться сзади, за ремнем, рукоятью вниз, что позволяет быстро и скрытно достать клинок.

 

***

Действия мастера ножа — это "победа до победы", т.е. мастер победил уже тогда, когда обнажил клинок, и сказывается это в первую очередь на психологической реакции против-ника. Механические действия профессионала — это "живой" клинок, который со скоростью 4-5 ударов в секунду, создает "паутину" вокруг исполнителя, а также сопровождающие удары нестандартные перемещения, дополнительные действия (удары ног, толчки и рывки свободной конечностью и т.д.), перемешанные с психологическими (например, голосовы-ми) воздействиями.

Основные атаки ножом:
— одиночные, серийные секущие удары в разных уровнях, в разном темпе по круговым траекториям
— секущие комбинированные удары с уколами во все уровни
— одиночные и серийные "тычки" в фехтовальной манере, боец находится в определенной позе, минимально перемещаясь
— вспарывающие атаки снизу-вверх, удары рукоятью и всей плоскостью ножа
 — атаки "живым" клинком, при сменах хватов, с любой точки пространства, комбини-руя уколы с порезами, секущие удары с ударами, производимыми свободной рукой и рукой, что держит нож.

***

Отдельно хотелось бы сказать несколько слов по поводу так называемых вспомогательных действий коротким клинком:

1. попеременные тычки рукоятью и уколы, производимые по границам так называемых "русских треугольников" с малой амплитудой, обязательно усиливая значительными переменами положения тела

2. работа с усилениями удара вооруженной рукой контактом с другой частью тела, хват ножа любой

  • усиление укола накладкой ладони невооруженной руки на головку рукояти оружия
  • усиление пореза накладкой любой части кисти или предплечья невооруженной руки на тыльную (не заточенную) часть лезвия
  • усиление любого боевого действия, включая тычок, порез и защиту, на-кладкой любой части кисти или предплечья невооруженной руки на любую часть кисти или предплечья вооруженной руки
  • усиление укола подъемом колена, головка рукояти упирается в среднюю часть бедра
  • усиление укола накладкой головки рукояти ножа на верхнюю часть груд-ной клетки или любую часть плеча невооруженной руки, действие усилива-ется поворотом тела

3. реальные, так называемые "славянские" техники боевого метания ножа в про-цессе ведения рукопашной схватки (т.е. не сказочное снятие часового метким броском с дистанции 15 метров и не вдогон убегающему противнику), испол-няемые на критической дистанции (до 1м 50 см от кончика лезвия до тела про-тивника и ближе). Техники являются гордостью комплексной системы приклад-ной подготовки "СПАС": гарантия попадания 98%; массивное кровотечение и минимальный шанс уйти от такого броска у человека, не проходившего спец подготовку (лично мы так и не увидели такого); специальная методика обучения позволяет поставить навык за 1(одно!) занятие

4. "нестандартный" хват удержания ножа за спинку лезвия "обезьяньим" хватом применяется после выворачивания оружия у противника и позволяет резать, на-носить короткие уколы и тычки всеми выступающими частями предмета

Реальная боевая система, в обязательном порядке включает в себя детально прорабо-танные и доведенные до совершенства техники:

  1. выхватывания оружия
  2. скрытого нападения
  3. добивания противника
  4. наработанные техники быстрого извлечения оружия, застрявшего в теле или в складках одежды еще живого и активно сопротивляющегося противника
  5. варианты продолжения силового конфликта при получении исполнителем коло-тых и резаных ран. Ключевое слово здесь — "продолжения" — в то время, как аб-солютное большинство систем не дают подобные техники, а лишь делают упор на оказание первой помощи после конфликта, конечно, если противник был на-столько любезен, что дал вам возможность перебинтоваться или доползти до ближайшего травм пункта вариативную систему атаки, с так называемым "нели-нейным" сюжетом развития
  6. многовариантную систему атаки, с так называемым "нелинейным" сюжетом развития
  7. многоуровневую по высоте и степени удаленности от тела систему защиты
  8. обязательную постановку контактного "пробивного" укола и глубокого пореза на спецсредствах (дерево, резиновая покрышка и т.д.)

Ключевыми моментами в этом списке мы считаем первый и восьмой пункты, так как без этого любая работа ножом — балет с кастрированной саблей.

Глубокие проникающие раны возникают от уколов ножом, и они являются наиболее опас-ными для жизни. Но их эффективность связана с точностью, а точность поражения добить-ся не просто, т.к. на нее влияют многие факторы: участки смертельного поражения невели-ки и труднодоступны, к тому же противник будет двигаться. Кроме того, поражаемые уко-лом органы находятся в глубине тела, а значит, требуется сильный удар, а это возможно при правильном положении клинка в фазе проникновения в тело, что приводит жесткому держанию или жесткой фиксации кисти в момент удара! Только единичные системы могут предложить своим адептам разработанные методики сочетания несочитаемого: жесткого хвата ножа в момент контакта с "телом" и действительно пробивного удара, при пластич-ной и вариативной работе рук и тела.

Секущие удары не столь сильны, сколь непредсказуемы и требуют мягкого хвата ножа. Поражение противника такими ударами продолжается и при извлечении ножа из тела, фаза извлечения является продолжением атаки и приводит к обширной раневой поверхности.

 Остальные действия похожи, можно добавить вспарывание, борозжения и т.д.

 

***

В современной жизни ножевой бой встречается очень редко. Дуэли запрещены, поэтому бытует мнение о неактуальности этого вида боя. Тем не менее, в наш век "точечных" ракетно-бомбовых ударов и лазерных целеуказателей статистика упрямо говорит о том, что 80%(!) убийств, грабежей и разбойных нападений продолжают совершаться с помощью этого древнейшего оружия. Причем самым боевым ножом считается — кухонный нож. Так можем ли мы забывать о столь суровом "господине". Мы уверены, что при принятии на-шими депутатами закона о "свободной продаже огнестрельного оружия", нож, вновь "выйдет из тени"! На малой дистанции всегда победит нож, потому что скорость выхватывания ножа выше, чем скорость вынимания пистолета из "стандартной" кобуры. Скрытность клинка, обеспечивает ему преимущества в плотном контакте.

Нужно помнить,то что обыденно, что всегда под рукой, то и сможет спасти и помочь в сложной ситуации. С ножом мы встречаемся ежедневно: на кухне, на работе (нож для бумаги), в гараже и т.д. Так почему мы его не знаем? Почему боимся и не доверяем?

Да, потому что еще столько нужно о нем узнать, столько в нем сокрыто тайн и умений, знаний и силы! Поэтому нож жив и ждет своего момента снова занять свое почетное место в бою!

Именно с таким отношением к ножу и начинают заниматься в "СПАС". Только полное и детальное изучение свойств ножа, дает возможность взглянуть по-другому на старого знакомого, а может и лучшего друга!
 

Источник: spas-combat.ru

3 комментария к “Нож в бою”

  1. Манагер

    //Термин «нож», произошел от названия клинка (20-25см), который носили на ноге, за голенищем сапога, отсюда и название//
    — версия писателя В.Иванова из романа «Русь изначальная», этимологически не подтверждается.
    //Само слово «кинжал» вовсе не восточного происхождения, а от древнерусского «кинь жало» и обозначало большой метательный нож — традиционный элемент вооружения дружинников//
    — лютый бред, обнародованный еще в начале 90-х большим востоконенавистником Грунтовским. Да и не было среди средневекового европейского вооружения никаких специальных метательных ножей. Видимо, тогдашние милитаристы разделяли точку зрения Эпплгейта, что метанием надо заниматься не на поле боя, а в цирке.
    Кстати, ножи на иллюстрациях ни разу не боевые, а самый что ни на есть хозбыт.

  2. Терминологический дискут, это конечно познавательно,но статья все таки о практике применения ножа.

    //Термин «нож», произошел от названия клинка (20-25см), который носили на ноге, за голенищем сапога, отсюда и название//
    — версия писателя В.Иванова из романа «Русь изначальная», этимологически не подтверждается.

    Интересная версия, да и книга одна из тех что мне запала в душу «Русь изначальная» и «Повести древних лет»

    А ножи и вправду хоз-быт (по классификации МВД РФ). Правда это не мешает им быть неплохим оружием при грамотном использовании.

  3. Манагер

    Иванов писатель талантливый, но по части оружия и военного искусства в целом весьма безграмотный. Да и в истории Скандинавии не силен. А уж зачем ему понадобилось заставлять викингов поклоняться богам континентального германского пантеона (один Вотан чего стоит вместо скандинавского Одина) — бог весть. Да и национализм (и даже расизм) он им приписал на пустом месте, достаточно «Повести древних лет» сопоставить с аутентичными сагами, коих на русский язык переведено немало.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *