Булат и дамаск: разберемся в терминологии

В этой небольшой заметке нет ничего принципиально нового, что не было бы хорошо известно интересующимся данным вопросом. Но мой личный опыт общения показывает, что подавляющая часть людей, еще не окунувшихся в этот захватывающий мир, слабо представляет о чем идет речь, когда разговор заходит о дамаске или булате. Именно для них и предназначена эта страница. Для наглядности я постарался проиллюстрировать ее примерами.

Естественно, изложенная здесь информация не то что краткая, а просто, что называется, "в двух словах". Надеюсь только, что она поможет лучше разобраться в описании ножей, приведенных на сайте, и послужит отправной точкой для изучения действительно серьезных статей,  ссылки на которые приведены внизу страницы.

Булат или дамаск?

В принципе, любой узорчатый клинок (конечно, речь не о нанесенном на гомогенную сталь узоре) можно назвать и булатным и дамасским. И это не будет грубой ошибкой. Раньше эти понятия строго не различались. Дамасским именовался любой узор, а булатным назывался любой клинок из негомогенной стали. Исторически булатным клинкам приписывались выдающиеся качества, но это скорее смысловая нагрузка термина, не характеризующая внешний вид или технологию получения изделия. Поэтому, мы не будем ее сейчас рассматривать. По технологии же производства, булат уже давно принято разделять на "литой" и "сварной" или "сварочный". Исходя из этого, описывая конкретное изделие, правильнее говорить "литой булат" или "сварной булат", тогда не возникнет путаницы в понятиях.

Литой булат

Литой булат получают методом плавки исходных компонентов в тигле в кузнечном горне. В результате медленного охлаждения слитка в нем образуется неоднородная структура, дающая впоследствии узор на клинке. 

Именно таким был легендарный индийский булат. А как же утерянный давным-давно секрет производства? Действительно, и сейчас точно неизвестна технология, которой пользовались в древней Индии. Ее настолько тщательно скрывали, что к 17-18 веку секрет был утерян. Это связано с уменьшением спроса на булат, вызванным началом производства качественного и недорогого клинкового оружия из промышленной стали, что привело сначала к сокращению выплавки булата в Индии, а потом и к полному ее прекращению. 

Многочисленные попытки исследователей раскрыть секрет булата не увенчались успехом. Однако, русским металлургом Павлом Петровичем Аносовым в начале XIX века была разработана технология, с помощью которой ему удалось получить сталь, соответствующую по узору и качеству лучшим сортам индийского булата. Именно на основе этой технологии льют булат сейчас. Главной ошибкой исследователей до Аносова было то, что они пытались получить узор за счет добавок в химический состав сплава. И только Аносову в ходе экспериментов удалось доказать, что булат отличается от обычной стали не химическим составом, а физической структурой.

По устоявшейся более-менее терминологии, в России сегодня под словом "булат" принято понимать именно литой булат. Я придерживаюсь именно этого варианта на своем сайте.

Булат знаменитого сорта кара-хоросан на турецкой сабле XVIII века с персидским клинком (см. фото в начале страницы).

 

Типы булата (по химическому составу)

Несмотря на то, что в основе понимания сути булата лежит его физическая структура, он, как и любая сталь, может содержать в составе кроме железа и углерода дополнительные элементы. Если булат выплавляется на основе углеродистой стали с добавлением чугуна, и в состав дополнительно входят только естественные примеси в малых количествах, то такой булат принято называть "углеродистым". Как и все углеродистые стали он подвержен ржавлению. Современная металлургия, обладающая огромным ассортиментом легированных сталей, подтолкнула мастеров к созданию "легированного" и "нержавеющего" булата. Они выплавляются на основе легированных сталей и могут быть коррозионно-стойкими.

Углеродистый булат, кузнец Пампуха И.Ю.
Нержавеющий булат, кузнец Архангельский Л.Б.

 

Вутц (Wootz)

В старину после выплавки булатный слиток либо расковывался на месте, либо так и продавался в виде слитка, называемого "вутц". Караваны с ними уходили далеко за пределы Индии. Эти слитки имели форму небольшого хлебца. Таким образом, под словом "вутц" понимается именно старинный слиток индийской выплавки.

В английском языке слово "wootz" служит как определением самого слитка, так и булата в целом. В том числе и современный булат тоже называется "wootz". Для обозначения булатного клинка применяют словосочетания "Wootz Blade" или "Wootz Damascus Blade".

Вутц, XVIII век. Максимальные размеры  53*44мм. Вес 1 фунт (примерно 450г). (Данные с интернет-аукциона www.ebay.com).

Сварной булат (дамаск)

Сварной булат, как следует из названия, получают методом кузнечной сварки. Для этого собирается пакет из сталей с различным содержанием углерода, который сваривается воедино, потом складывается каким-либо образом (например, пополам) и снова проковывается. И так нужное в каждом конкретном случае количество раз. При этом число слоев растет в геометрической прогрессии. Так, если в начальном пакете было 8 слоев, то после первой сварки их становится 16, после второй 32, после седьмой 1024 и т.д. 

По устоявшейся сегодня терминологии, сварной булат чаще называют дамаском. Я придерживаюсь именно этого варианта на своем сайте.

Англоязычное "damascus" соответствует русскому "дамаск" в значении "сварной булат".

Типы дамаска

По химическому составу, аналогично булату, дамаск делится на углеродистый и нержавеющий. Из-за сложности сварки легированных сталей, наибольшее распространение имеет углеродистый дамаск. Все виды дамаска, представленные ниже, проиллюстрированы именно углеродистым дамаском.

Нержавеющий дамаск в промышленных масштабах выпускает компания Damasteel (Швеция). В России нержавеющий дамаск изготавливает кузнец А.Умеров.
В принципе, возможно сварить углеродистую сталь с нержавеющей, как на этом клинке работы кузнеца Матвеева, но это крайне редкий вариант.

 Виды дамаска

Клинок: А.Белый

"Дикий дамаск" не имеет как-либо структурированного рисунка, что ничуть не ухудшает качество реза клинка.

Клинок: мастерская Федотова

"Простой дамаск" имеет достаточно стабильный повторяющийся узор. Хотя в этом случае при ковке мастер не стремится к созданию конкретного узора, он получается автоматически в результате применения простейшей технологии ковки дамасской стали. Следовательно его можно считать подвидом "дикого" дамаска.

Клинок: М.Архангельская

"Штемпельный дамаск" имеет характерный повторяющийся узор, форма которого определяется примененным для его создания штампом. Название происходит не от "штамповки" в смысле поточного низкокачественного производства, как некоторые думают, а от "штампа" как кузнечного инструмента и приема.

Клинок: С.Бобков

"Мозаичный дамаск" имеет повторяющийся по всей длине рисунок, сложность которого определяется только мастерством и замыслом автора. Для такого дамаска пакет изначально собирается таким образом, чтобы после сварки был получен желаемый узор.
 

Клинок: А.Белый

"Крученый мозаичный или турецкий дамаск" имеет характерный рисунок, получаемый в результате многократного закручивания заготовки вокруг своей оси в процессе ковки.

 

Клинок: М. Архангельская

"Торцевой мозаичный дамаск" является подвидом мозаичного дамаска и отличается тем, что с торца готового блока срезаются пластины, которые либо навариваются на лезвие в виде обкладок, либо составляют середину клинка, к которой приваривают лезвие и обух.

 

Клинок: Ю.Саркисян

"Волокнистый дамаск". Довольно редко встречающийся у нас вид. С виду клинок похож на булатный. Если в других видах дамаска слои при ковке оттягиваются на всю длину клика, то волокнистый дамаск состоит из коротких волокон. При ковке сначала набирается необходимое количество слоев, как в обычном дамаске. Потом заготовка поворачивается под 90 градусов (слои располагаются вертикально), и аналогично путем расковывания, надрубания и складывания, набирается желаемое количество волокон. По мнению С.Лунева, лучшие японские мечи имеют именно сложную волокнистую структуру.

 

Клинок: М.Архангельская (четырехрядный мозаичный дамаск)

"Многорядный дамаск". Это скорее относится к клинку, и правильнее сказать "многорядный дамасский клинок". Такой клинок получается при сваривании 2 и более полос дамаска, расположенных вдоль клинка. При этом, обычно на режущую кромку ставится "рабочий" (наиболее практичный) дамаск, а дальше к обуху — более сложный художественный.

 

Иллюстрация взята из статьи Л.Б.Архангельского

"Порошковый мозаичный дамаск". В основном изготавливается за границей. Суть метода заключается в том, что сначала из хорошо свариваемого металла, контрастного при травлении обычной стали, делается клише. Оно помещается в емкость и засыпается порошковой сталью. Под действием высокой температуры и давления все это спекается в единый слиток, который потом расковывается на усмотрение мастера. Таким способом можно создать на клинке изображения практически любой сложности.

Перечисленные выше виды дамаска являются наиболее распространенными. Они различаются методами ковки, что дает различный узор на клинке. Мастер может комбинировать разные методы и получать совершенно необычные и оригинальные узоры. Только специалист высокого уровня сумеет разгадать секреты другого мастера. А мы будем просто любоваться этим завораживающим и манящим узором на клинке.

 

Клинок: Л.Архангельский

 Примером тому может служить этот клинок, который по внешнему виду трудно причислить к одному из указанных выше видов.

 

Если Вас заинтересовала тема узорчатых клинков, обширный материал по булату и дамаску Вы сможете найти по ссылкам:

— раздел "Статьи" сайта мастера И.Куликова;

— раздел "Статьи" сайта кузнецов Архангельских;

— раздел "Статьи" сайта мастера И.Пампухи;

сайт Евгения Чарикова об историческом и современном литом булате "Дендритная сталь";

— франкоязычный сайт "Passion du damas" на котором описаны и проиллюстрированы фотографиями способы получения различных видов дамаска.

Источник: bladesmagic.spb.ru

Ссылка на основную публикацию