Секреты защиты от ножа

Страшен бой безоружного человека с противником, вооруженным ножом. Такой бой является квинтэссенцией рукопашной схватки, он выявляет <потолок> возможностей любого бойца. В нем неизбежны ранения и кровь, страх и боль, вполне вероятны тяжелые увечья и даже гибель... Действия мастера ножа - это каскад разнообразных атак, производимых со скоростью до 5 ударов в секунду и сопровождающихся стремительными перемещениями, ударами ног, толчками или рывками, производимыми свободной рукой...

Как успешно противостоять подобному натиску? Можно ли выжить, не превратившись при этом в инвалида? Ниже я попытаюсь ответить именно на эти вопросы.  



Почти все системы самообороны и рукопашного боя предлагают конкретные приемы защиты от конкретных атак ножом. Например, от удара тычком в живот снизу, от колющего удара в шею сверху, от режущего удара в лицо наотмашь сбоку и т.п. Такой способ подготовки ведет к тому, что боец оказывается способным отражать только самые примитивные атаки, производимые человеком, не имеющим профессиональных навыков работы ножом. Адекватно реагировать на молниеносные движения клинка по разнообразным траекториям он не в состоянии. Именно поэтому не только спортсмены-единоборцы, но и бойцы все-возможных ОМОНов и СОБРов, считающие себя профессиональными <рукопашниками>, обречены на роль жертвы в схватке с мастером ножа. И не только с мастером...
 

Проиллюстрирую свою мысль примерами. Сначала о жертвах.


1. Виктор - обладатель третьего дана таэквондо. Как-то поздним вечером, когда он возвращался домой, к нему пристал изрядно подвыпивший субъект, требуя денег, уважения и чего-то еще. В ответ на предложение убираться подальше он без лишних слов попытался ударить ножом в живот. Виктор успел среагировать отводящим блоком по нижнему уровню (то, что в каратэ называют <гэдан-барай> ). Однако нападавший рефлекторно дернул нож на себя и разрезал ему артерию и сухожилие на руке. Тогда Виктор <вырубил> супостата мощным ударом ноги. Этот инцидент имел своим продолжением хирургическую операцию, че-тыре месяца амбулаторного лечения и частичную потерю подвижности травмированной руки.
 

2. Николай в течение 5 лет занимался боксом и кик-боксом. Однажды, проходя мимотроллейбусной останйв-ки, заметил двух лиц <кавказской национальности>, <наезжавших> на мирных граждан. Один из них держал в руке нож. В душе Николая вскипел праведный гнев против <чурок>. Не долго думая, он подошел к вооруженному кавказ-цу и влепил ему в челюсть свой коронный прямой удар. Но враг успел немного убрать голову, вследствие чего этот удар не <отключил> его, а только сбил с ног. Падая, кавказец чисто случайно (видимо, пытаясь сохранить равновесие) движением руки с ножом снизу-вверх нанес сильный режущий удар, который вспорол Николаю пах и живот. Его еле успели довезти до больницы...
 

Теперь рассмотрим более подробно <хищников>.
1. Владимиру было 50 лет, из них 23 года он провел на зонах. В течение своей жизни он убил 9 человек, среди которых четверых - голыми руками. Никогда и нигде не тренировался, просто имел своеобразный природный <талант> убийцы. Его <коронкой> был сильный тычок ножом снизу-вверх под нижнюю челюсть. Поскольку удар обладал большой силой, постольку острие клинка проникало в мозг, вызывая мгновенную смерть. Еще одним излюбленным приемом Владимира являлся тычок сквозь ребра в сердце. Однажды таким ударом он, находясь в состоянии глубокого опьянения, прикончил парня, имевшего славу крутого и отчаянного бойца.
Сделав ставку всего на два-три удара, Владимир практически никогда не ошибался. Он выходил победителем из многих смертельных схваток. Вот случай, произошедшей с ним на зоне тюремного типа. Владимир убил там во время драки одного <кавказца> ударом кулака в висок. Тогда начальник зоны приказал перевести его в камеру, где находились трое дружков погибшего. Как только он вошел в камеру и за ним закрылась дверь, мстители бросились на него с заточками в руках. Владимир мгновенно поднял ногу, чтобы закрыть ею живот и пах, а руками стал отбиваться от нападающих. Он получил несколькотычков в поднятую ногу и в одну из рук, но зато <вырубил> всех троих, причем одного - навсегда.
Владимир как-то сказал: <никогда не лезь на хорошего поножовщика с голыми руками и не обманув его>. А уж он знал в этом толк! Кончил Владимир тем, что за свою девятую жертву получил <вышку>.
 

2. Сергею 28 лет. Из них 9 лет провел на зонах. Известен среди <блатных> какодин из лучшихпоножовщиков. За ним точно записаны три трупа, еще несколько - предположительно. Сериями не работает, предпочитает внезапные одиночные удары. Любимых ударов три: тычок в жи-вот, вспарывающий удар снизу-вверх, удар сбоку в почку. Нож обычно держит в задней (по отношению к противнику) руке, прячаегозабедром. Бой чаще всего начинает хлещущими ударами пальцев по глазам, отвлекая тем самым внимание и предваряя смертельный выпад с ножом. 
 

3.Юрию 34 года, тюремный стаж 10 лет. В отличие'от Владимира и Сергея, в юности пару лет осваивал один из вьетнамских стилей рукопашного боя. На зоне практически применил полученные знания, подарив вечный покой троим неудачникам. В работе с ножом использует обратный хват и движение руки по <восьмерке>. Его техника несколько напоминаетту, что демонстрируетСтивен Сигал в финальной сцене фильма <Захват>. Но в отличие от знаменитого актера, Юрий предпочитает вспарывающие и колющие удары. Часто прибегает к обманным движениям, ложным замахам, к ударам ногами по нижнему уровню (в основном, по ногам противника). Натренировав до совершенства примерно десяток базовых комбинаций, Юрий свободно их со-четает, осыпая свою жертву градом ударов со всех сторон. Его натиска не выдерживает никто. Только немногим уда-валось зайти ему за спину в самом начале схватки, и то лишь для того, чтобы убежать от беды подальше.
 

4.Василию 47 лет, на нарах провел <всего лишь> пять годков. Любит двойной удар - тычок в солнечное сплетение и сразу, после выдергивания клинка - в горло. Главную ставку делает на внезапность. Если первая атака не приводит к успеху, то применяет технику, похожую на фехтование шпагой. Умеет обманывать взглядом и в падении атаковать ножом в пах...

Прежде, чем приступить к рассмотрению защит от ножевых атак, необходимо коротко рассмотреть основные виды самих атак.

Среди них выделяют:
а) Мощные одиночные тычки в нижнем и центральном секторах, производимые прямым или диагональным хватом;
б) Множественные тычки по тем же секторам, производимые в <рваном> ритме;
в) Так называемое <фехтование>, когда боец находится в определенной позиции и производит из нее серии разнообразных колющих, отчасти и режущих ударов;
г) <Расписывание>, т.е. секущие удары по горизонтали, сочетающиеся с рубящими ударами по диагонали. Траектории при этом могут быть прямыми, эллипсовидными, <восьмерками>;
д) Атаки вспарывающими и подрезающими движениями, в основном снизу-вверх и в горизонтальной плоскости;
е) Атаки, основанные на частых сменах хвата ножа и траекторий атакующихдвижений.
 

У каждого бойца своя манера вести бой. Приведенные здесь варианты атак обосновывают важное требование: <не покупайтесь> на крестьянские замашки против-ника. Вполне вероятно, что он специально атакует примитивным способом для того, чтобы обмануть. Как только вь отреагируете на <простую> атаку отработанным приемом он <взорвется> отшлифованной, хорошо выверенной комбинацией. И раз вы ничего такого не ждете, постольку это означает для вас смерть. Может быть и так, что угрожаи ножом лишь отвлекают ваше внимание, атакуютже ударом ноги, ударом или толчком руки. Впрочем, добить могутуже и клинком...
Вообще говоря, различные позиции и передвижения, приемы работы ножом, отвлекающие действия, удары ногами и руками - все это переплетается между собой во множестве вариантов, создавая огромное разнообразие вариантов атак. Поэтому чем опытнее поножовщик, тем труднее успешно противостоять ему. Сильно упрощая, можно все же сказать, что почти все бойцы тяготеют к одной из двух основных манер действий ножом - <испанской> или <корсиканской>. Перваяхарактеризуется тем, что нож держат прямым хватом в передней руке (т.е. в руке, выдвинутой вперед), осуществляя им многократные серийные атаки (преимущественно режущими движениями). Вторая отличается тем, что нож находится в задней руке, хват обратный, ставка делается на внезапные колющие или всларывающие удары.


Теперь поговорим о том, что надо знать и уметь делать для успешной защиты от ножа.
1. Прежде всего, требуется умение контролировать своими руками все пространство вокруг себя. Для этого требуется выработать навык свободного (<легкого> ) дви-жения рук по любой траектории: попрямой линии, подуге, кругу, эллипсу, восьмерке, непринужденного перехода в любой точке с одной траектории на другую.


2. Ноги должны все время находиться в движении. Очень важно научиться передвигаться разнообразно: мелкими шажками, большими шагами, прыжками, делать вы-пады и перебежки, кувырки и перекаты. Необходимо уметь падать в любую сторону без всякого ущерба для себя и легко вскакивать на ноги. Все сменяющие друг друга позиции должны быть невысокими, <профильными> (т.е. боком к противнику), центрированными (<собранными> ), мобильными, содержащими в себе взрывной потенциал. Открытые, широкие, разбросанные позиции - это недостаточная подвижность, слабая динамика движений, угроза поражения паха и ног.


4. Корпус ни в коем случае нельзя зажимать или координировать по принципу <рамы> (когда плечи находятся в одной плоскости с тазом), как это любят делать в айкидо. Плечи, бока и грудь должны быть очень подвижными," чтобы эти части корпуса (а не одни только руки) могли перенаправлятьтраектории вражеских атак. Шею, живот, пах следует отчетливо осознавать и в момент контакта (как в защите, так и в атаке) либо втягивать, либо прикрывать рукой или ногой.


5. Разумеется, требуетсяхорошее владениетехникой рукопашного боя. Удары кулаком и открытой рукой, удары стопой, локтем, головой, коленом, толчки корпусом, подсечки и подножки, рычаги и болевые приемы на руки, захваты за конечности, за кожу, за волосы, за половые органы. тычки пальцем в глаз, укусы - всеэто надо уметь хорошо делать в любой позиции, в любом направлении, сочетать в любой последовательности. Требуется иметь в своем арсенале хотя бы десяток таких приемов, которые натренированы на реальное поражение и проверены многочисленными тестами.


6. Совершенно необходимо уметь переносить боль и не бояться крови. Ведь в схватке с опытным поножовщиком ранения неизбежны. Важно свести их к минимуму и сделать так, чтобы они не представляли угрозы для жизни. Поэтому надо хорошо чувствовать свое тело, в случае необходимости подставлять под клинок те его части, где нет крупных кровеносных сосудов, и всячески беречь внутренние органы.


7. Весьма важным фактором для успешного ведения боя является четкое ощущение так называемой <центральной линии> у себя и у противника. Имеется в виду услов-ная линия, проходящая внутри тела от макушки головы до середины промежности. Если вектор атаки противника направлен в эту линию, то поражение максимально, так как ее энергия полностью входит в ваше тело. Любое смещение <прицела> в сторону от этой линии в той или иной мере снижает результативность атаки. Применительно к данной линии и надо рассматривать все защиты и все атаки (точнее, речь идет о проекции центральной линии на переднюю поверхность тела, где она трансформируется в полосу шириной в кулак). по центру корпуса, на уровне своего солнечного сплетения, а вектор луча от острия ножа направлен точно в центр вашего горла, можно сделать вывод о том, что он неплохо <держит> пространство (как бы прячется за нож) и явно собирается вас убить. Если же нож смещен в сторону от центральной линии, то либо противник дилетант, либо готовит вам ловушку. Центральная линия служит также ориентиром для входа в <мертвую зону> в области локтя тогда, когда противник использует режущие удары в горизонтальной, вертикальной, диагональной плоскостях. Начало входа - тот момент, когда нож пересек ее и пошел дальше в сторону.
 

8. Важно научиться чувствовать нож всем своим естеством. Следует с этой целью внимательно рассматри-вать различные ножи, трогать руками все их части, нюхать, пробовать на вкус языком, производить всевозможные удары в воздух и по мишеням, приближать их острие и лез-вие к различным участкам своего тела и отслеживать возникающие при этом ощущения. Подобная практика имеетдве цели. Во-первых, вы должны научиться чувство-вать вражескую атаку даже не видя ее. Во-вторых, по одному взгляду на нож противника вы сможете предвидеть то, как он направит руку владельца. Дело в том, что форма, вес и габариты ножа обусловливают линию концентрации силы в нем. Когда человек берет в руку нож, он бессознательно подстраивается под эту линию.
 

Рассмотрим теперь технику и тактику приемов защиты от ножа. Но сначала - подготовительные упражнения:

а) <Ощущение вражеской руки> и б) <Липкая рука>.
 

а/ Упражнение заключается в выработке умения правильно воспринимать и разнообразно воздействовать на руку партнера, держащую нож. Эта рука последователыно обозначает атаки с разныхнаправлений, в разных уровнях, по разным траекториям. Нождолжен быть не учебный (резиновый), а остро заточенный.


б/ Это упражнение весьма популярно в школе ушу <Вин Чунь>. Оно сводится к тому, чтобы как можно дольше удерживать контактсвоей руки (или обеих рук) с рукой (или двумя руками) партнера. Смысл такого контакта в выработке умения своевременно ощущать и перенаправлять любые агрессивные действия противника.


<Липкая рука> может быть мягкой, когда ваши руки лишь <читают> направление, способ, степень усилия противника, а ваш корпус уходит с линии его атаки. Враг при этом какбы <вязнет> в своих собственных движениях. <Липкая рука> может быть и <тяжелой>, когда ваши руки активно (т.е. прилагая определенное усилие) изменяют траекторию атаки противника. Но в том и другом случае не дол-жно быть силовой борьбы. Техника <липких рук> и силовая борьба (<армреслинг> ) - это принципиально разные вещи.


1. <Уход от луча и живой корпус>. Идея данного упражнения проста: необходимо действовать так, чтобы проекция острия вражеского ножа всегда оставалась направленной в сторону вашей <центральной линии> (желательно вообще в сторону от вашего корпуса). Поскольку полнос-тью уводить корпус с линии атаки ножом сложно, постольку требуется вырабатыватьтакже навык рефлекторных пластических уклонов (прогибов, поворотов, скручиваний) корпуса от ножа (смысл такой работы корпусом том, чтобы нож не мог <достать> жизненно важные внутренние органы тела). Оба навыка вырабатывают посредством вполнеощутимыхтычковтонкойдеревяннойпалочкой. ко-торые осуществляет партнер.
 

2. <Отскок>. Это выработкаумения мгновенно разры-вать дистанцию прыжком или резким большим шагом по любому из восьми направлений. Оно позволяет спастись бегством либо перехватить инициативу в бою.
 

3. <Остановка движения тела врага>. Смысл прост: в моментатаки требуется нарушить механикудвижений противникаи, воспользовавшисьегозамешательством, реши-тельно контратаковать. Поясним на примере. Противник наносит прямой удар ножом вперед на выпаде. Вы встречаете эту атаку сильным ударом стопы в колено, который на секунду как бы <заклинивает> его дальнейшее продвижение. Разумеется, <стопорящие> удары ногой или рукой можно наносить и в другие части тела. Главное при этом -все время контролировать положение ножа.
 

4. <Обезоруживание ударом>. Имеется в виду выработка навыков поражения уязвимых точек обеих рук противника ударом своей руки или ноги. Цельтакого поражения в том, чтобы противник выронил нож. В данной связи надо отметить, что обезоружить опытного поножовщика одним мударом крайне сложно. И напротив, из руки дилетанта нож выбивается на удивление легко.
 

5. <Защита с одновременным ударом>. Это навык, позволяющий сочетать свои защитные действия (уклоны, уходы, блоки, захваты и т.п.) со встречными ударами по кратчайшей траектории в доступные вам уязвимые зоны тела противника (голени, колени, пах, солнечное сплете-ние, горло, глаза). Смысл этих ударов не в том, чтобы <вырубить> противника, а в перехвате инициативы (засчетего рефлекторной реакции на ваше встречное движение) с немедленным переходом к другим действиям.
 

6. <Болевой прием на руку с ножом>. С помощью захвата и рычага (узла, дожима) вы обезоруживаете либо кон-ролируете руку противника. Важно при этом направлять острие ножа в его тело или в землю. Отрабатывайте самые простые болевые приемы из арсенала самбо, дзюдо, дзю-дзюцу. Никакого айкидо! Учитесь мгновенно переходить от болевого приема на руку к другим действиям, если прием не получается.
 

7. <Подставка тела под удар> (<размен> ). Речь идет о том, что в тех случаях, когда вы не успеваете уйти отатаки,
направленной в жизненно важную зону, следует подставить под нож ближайшую менее уязвимую часть тела. Например, противник внезапно накрсит секущий удар в шею. Вы мгновенно закрываете ее своим плечом, <разменивая> тем самым смерть на порез.
 

8. <Перенаправление траектории удара>. Этот навык формируется посредством длительной практики упражнения <липкие руки> (которое решает еще и другие задачи, вследствие чего оно выделено в качестве подготовительного). Идеальный вариант - перенаправление ножа в тело врага. Навыквесьмасложный, владение им свидетельствует о достижении мастерского уровня.
 

9. <Сваливание противника потраектории удара>. Это тоже достаточно сложный навык, суть которого в следующем. Если противник чересчур <вложился> в удар ножом, то натренированному в данном отношении бойцу удается движением своего корпуса и рук как бы протащить его еще дальше, пока он не упадет или не остановится в <растянутой> (т.е. неустойчивой и уязвимой) позиции.
 

Все указанные здесь приемы защиты от ножа требуется тренировать долго и усердно. До тех пор, пока вы не добьетесь двух взаимосвязанных вещей:

а) автоматического реагирования на любые виды ножевых атак и

б) столь же автоматического перехода от одних приемов к другим.
 

Помните, что схема таких атак разделяется на следующие элементы:

а) отвлечение внимания;

б) выхватывание ножа;

в) мгновенный удар ножом либо угроза им;

г) одиночные или серийные удары ножом (к ним переходят пос-ле угрозы ножом, а также в случае неудачи с внезапным мгновенным ударом).

Следует учиться противодейство-вать противнику на каждом из этих этапов. Не забывайте, что работа противника может сопровождаться (и чаще всего сопровождается) вспомогательными действиями, такими кактолчки, захваты, рывки, удары ногами и руками, крики. Чрезвычайно важно не прозевать момент начапа атаки (выхватывание ножа), а после этого непрерывно контро-лировать положение вооруженной руки. Кстати, хорошо тренированные поножовщики умеют перебрасывать нож из одной руки в другую.


Бой против врага с ножом очень опасен. Шансов остаться в нем живым, тем более - невредимым, у вас гораздо меньше, чем это кажется на первый взгляд. Если есть хоть какая-то возможность удрать, используйте ее. Если такой возможности нет, отчаянно сражайтесь за свою жизнь, используя любые приемы, любые уловки и хитрос-ти. <Отчаянно> - не значит <потеряв голову>.


И последнее. Надо ли добивать врага? Вообще говоря, субъект, нападающий на людей с ножом - не человек. Убить его - значит совершить благое дело. Но всем известно, как на такие вещи смотрят сотрудники правоохранительных органов и судьи во всех странах СНГ. С их точки зрения, не имеет значения то, что на вас напали, что вас хотели убить. Они рассуждают иначе: один мертв, а другой - жив. Следовательно, именно живой и виноват. Поэтому решайте указанную проблему в соответствии со свои-ми убеждениями и в зависимости от обстоятельств.
 

Богдан СМИРНОВ (Киев)
Журнал КЭМПО за 1999г