Бой ножом в средневековой Европе

Первые фехтовальные трактаты появились в Европе уже в 13 веке. Они были написаны по-немецки, писались от руки и распространялись в тех странах, где говорили по-немецки. Поэтому средневековье часто называют золотым веком Fechtbuch (учебник фехтования). Только в 16 веке, вместе с началом использования рапиры и появлением итальянской школы, эта ситуация изменилась в пользу итальянских мастеров.



Наиболее известной книгой о средневековом боевом искусстве является "Talhoffers Fechtbuch", написанная Хансом Тальхоффером. Она содержит двести семьдесят таблиц с рисунками, на которых изображены способы ведения боя разным средневековым оружием, на коне и пешим, а так же приемы рукопашного боя.
 

Отдельный раздел (двадцать таблиц) посвящен бою средневековым стилетом. Те, кто сегодня изучает бой ножом, увлекшись фехтованием и филиппинскими БИ, будут разочарованы, если надеются найти в этой книге какие-то "интересные мысли" или хитрые "штучки". Техники, описанные Тальхоффером, на первый взгляд не имеют ничего общего с тем, что мы называем "Высоким Искусством". Большинство представленных там техник проводятся на ближней дистанции и в захвате, клинче. Найдем мы здесь болевые рычаги и узлы на локоть, плечо и запястье, которые проводятся с помощью стилета и без него, разного рода зацепы и броски, и даже удушения - одним словом, это скорее борьба с помощью ножа, чем фехтование на ножах.
 

Теперь давайте займемся более серьезно этим текстом и анализом размещенных в нем техник. Если говорить о хвате оружия, то на гравюрах преобладает хват клинком вниз, т.н. "реверсный", хотя встречаются уколы и некоторые другие техники, которые проводятся на прямом, "форхэндовом", хвате. Часто используется так же так называемый "двойной хват" - одна рука на рукояти, а другая на клинке, что сегодня практически не встречается.

Техники атаки, показанные на гравюрах, это преимущественно укол по линии 1-2 (хват "реверсный") и укол-тычок по линии 5 (хват как "реверсный", так и "форхэндовый").

Из оборонительных техник очень характерными являются верхний и нижний "щит" (schild), т.е. защита, выполняемая тем "двойным хватом", что упоминался выше. Основывалась она на подставке горизонтально расположенного стилета под удар по линии 1 и 2 (верхний щит) и 5 (нижний щит), а с нее могли выходить выворачивание запястья и разоружение противника.

Другой часто используемой техникой были "ножницы" - тоже двойной хват, но руки скрешены, как при крестообразном блоке дзюдзи-уке. Служила она для блокировки, выворачивания руки после парирования и смене хвата на "двойной", а также для душений и бросков. Крестообразный блок выполняли также, держа стилет только в одной руке, а после блока такими "ножницами", как пишет Тальхоффер, появляется возможность парировать либо перехватывать как одной, так и другой рукой.
 

 

То, что фехтование пятнадцатого века не было примитивным "мочиловом", мы понимаем, изучая книгу "Flos Duellatorum" итальянского мастера Fiore Dei Liberi, написанную в 1410 году. Трактат этот, правда, показывает только использование стилета, как оружия для левой руки, и как средство против вооруженного мечом противника, а не стилет против стилета, но внимательный анализ всей книги, в том числе той ее части, что посвящена фехтованию мечом, делает ее интересной и для любителей ножевого фехтования. Оказывается, люди того времени располагали целой гаммой средств, которые мы сегодня определяем словом "trapping", столь характерных для филиппинских боевых искусств или вин-чун.

В книге "Flos Duellatorum" мы находим:

  • "checking hand" - при парировании стилетом атаки противника, а так же при сокращении дистанции
  • "pak sao" с одновременной атакой по линии 1
  • "двойной "pak sao" с той же атакой
  • "foot trapp", только наступая на конец меча, а не на стопу, как принято сегодня в Кали или Джит Кун До

О том, что попытки овладеть вооруженной рукой противника в том фехтовании были нормой, а не чем-то исключительным, могут свидетельствовать такие книги, как "Uber die Fechtkunst und den Ringkampf" 1538 года, "Der Altenn Fechter anfengliche Kunst" 1529 года, или хотя бы "Codex Wallerstein" второй половины 15 века. Во всех этих трактатах мы найдем техники, характерные для "trapping range".

Средневековым фехтовальщикам известны были также использование против атакующего острия его же собственного оружия, примеры чего можно найти в "Gladiatoria" и "Codex Wallerstein". Использовались так же повороты корпуса, как уход с линии атаки - в "Flos Duellatorum" это помогает защититься от укола мечом по линии 5, а в "Der Altenn Fechter anfengliche Kunst" от укола ножом по той же линии.
 

Удивил меня факт, что в большинстве доступных мне трактатов порезы - как по внешней стороне атакующей руки, так и по внутренней, - практически не рассматриваются. Единственный Fechtbuch, в котором попалась пара гравюр с порезом запястья, был "Solothuner Fechtbuch", остальные авторы того времени обошли молчанием эту технику. Порезов на шею или затылок я вообще не нашел, хотя во многих ситуациях они просто сами напрашиваются.

Может, это произошло из-за формы средневекового стилета? В те времена его использовали как "запасное" оружие, дополняющее копье, алебарду, меч или топор, и служил он для ближнего боя. Более серьезное значение он приобрел только с развитием защитного снаряжения. В 12 и 13 веках появились "misericordiae" (по-немецки Gnadgott или Panzerstecher) - тонкий стилет с трех-четырехгранным клинком, без острого конца, который служил для "последнего удара", проникая сквозь кольчугу, глазницу в шлеме или щели между плитами доспеха. Примеров такого использования стилета найти можно много, и порезы таким оружием запястья не имели бы смысла. Отсутствие режущего края объясняет также использование "двойного хвата" в ножницах, щите или некоторых болевых приемах и бросках.

Ага... на иллюстрациях в большинстве трактатов показан "Rondel Dolch", иначе "Rondel Dagger", а у него как раз клинок был острый...

С этой проблемой я обратился к членам общества Freifechter, которые занимаются реконструкцией средневекового фехтования на основе дошедших до нас трактатов. Полученный ответ объяснил, по-крайней мере частично, средневековое предпочтение уколов при использовании стилета. В кратце, и по пунктам:

  • укол легче, чем порез, проникает сквозь несколько слоев одежды 
  • укол вызывает более опасные раны, чем порез
  • резаные раны и в те времена умели достаточно неплохо лечить, а чего нельзя сказать о колотых ранах
  • укол можно выполнить быстро и с огромной силой, т.е. быстро вбить стилет в тело, выдернуть его и сражаться дальше 

  • хват "реверсный", который доминирует в "fechtbuch", позволяет удобно колоть, но не резать. Для порезов больше подходит хват "форхэндовый", зато "реверсный" позволяет удержать оружие в руках даже при мощных ударах, и удобна при разного рода болевых


Что касается "двойного хвата", то, оказывается, что такие техники, как щит или ножницы, можно выполнять даже острым стилетом. Оружие ранит только при режущем движении, а когда его сделать, решает сам хозяин.

Трудно не согласиться с этими аргументами... Уколы всегда более опасны, чем порезы, особенно, когда мы имеем дело с противником, одетым в толстый кафтан, не вспоминая уж о таких элементах средневекового "костюма", как кольчуга или броня.

Если предположить, что стилет действительно использовался, как оружие для боя на ближней дистанции (а большинство гравюр представляют именно такую ситуацию), то хват "реверсный" идеально подходит для такого варианта боя.

Остается вопрос, почему ни в одном из доступных трактатов не нашлось порезов горла или шеи противника? Ведь на ближней дистанции при таком хвате они проводятся довольно легко... Может, авторы просто обошли вниманием техники "простые и очевидные", известные современникам по бою на мечах, и сконцентрировались на более сложных вещах, таких, как grappling?

Не имею понятия.

Резюме.
Изучая средневековые фехтовальные трактаты, приходишь к выводу, что по крайней мере на "немецкоязычной" территории царил единый стиль боя, характерный мощным хватом оружия, предпочтением уколов над порезами, а так же разнообразием техник разоружения и борьбы в захвате. Корни многих приемов и боевых принципов, известных нам сегодня, например, из филиппинских стилей, найти можно в средневековой Европе.
 

Chris перевод статьи с польского : Syrin

P.S: от себя решил приложить к этой статье 3 скана упоминавшихся здесь книг: