Ножевое фехтование в Монако: традиционность и практичность

Монако. Что мы знаем о нем? Маленькое богатое государство. Казино, автогонки, команда-чемпион Франции по футболу, курорт… Но Монако - это также и нация монегасков, насчитывающая на сегодняшний день всего-то около 6 тысяч человек. Их традиции мало изменились за последние несколько веков



Нация

Монегасский язык является "мертвым", т.е. на нем не говорят, он используется как "сакральный". Для монегасков родными (разговорными) языками являются французский и итальянский. Кроме того, монегаски – национальное меньшинство даже в собственной стране (18%). Большинство населения – французы. Поэтому культурным "водоразделом", отличающим монегасков от других народов является соблюдение традиций, т.е. монегаск – это тот, кто соблюдает традиции. Традиции сформулированы в форме афоризмов, всего их 55. Например: 
26. Не носи с собой один нож, но никогда не выходи из дома без двух ножей.
37. Некоторые считают британцев самой упрямой нацией на свете, они ничего не
знают о монегасках.
38. Торопись медленно. Умей ждать своего часа и будь терпелив.
39. Никогда не играй в азартные игры, но не забывай извлекать выгоду из
глупости других.

Большую часть своей истории монегаски боролись за независимость своей страны с государствами по своей политической, военной и экономической мощи превосходящими их княжество в десятки раз. Монегаскам приходилось отстаивать свою национальную и культурную идентичность, противостоять опасности поглощения другими крупнейшими европейскими культурами - испанской, французской и итальянской. Все это привело к тому, что монегасков отличает фанатичное соблюдение национальных традиций, замкнутость, несколько высокомерное отношение к другим народам, сильная сплоченность, преданность своему клану и Дону, верность княжеской династии Гримальди и монархическое сознание. Они быстро и четко реагируют на любую угрозу национальной независимости. Французы и итальянцы относятся к монегаскам с недоверием и подозрительностью, зная, что за каждым монегаском всегда стоит его клан, а иногда и весь народ с Князем во главе. Кроме того, другие народы настораживает монегасская привычка ходить всегда с ножами, обычаи вендетты, клановое устройство, странные ритуалы, скрытность и выдержка.
 

Ножевая традиция

Значительной частью национальной монегасской культуры является искусство фехтования на ножах. История его возникновения не совсем ясна. Еще древние греки, основавшие Порт Геркулеса на месте современного Монако в V в. до н.э. блестяще владели фехтованием на коротких мечах и кинжалах. Фехтование было одной из обязательных дисциплин, преподававшихся в древнегреческих палестрах и гимнасиях. Город был известен своим храмом Геркулеса. Его культ смешался с фаллическим культом местного бога плодородия и мужской силы. Этот бог был одноглазым (Mono okos). В результате возник культ Геркулеса Одноокого (Herculis Monoeci). Главный храмовый праздник приходился на летнее солнцестояние и впоследствии был превращен в христианский праздник Saint-Jean. Культ этот был столь силен, что некоторые его пережитки сохранились вплоть до наших дней. В частности, как считается, обрядовая и культовая часть монегасской школы фехтования на ножах (обряды посвящения, традиционная форма) сохранились с тех времен. В это время было распостранено греческое холодное оружие - прямые мечи, изогнутые спартанские мечи, прямые и изогнутые кинжалы. Римляне, завоевавшие эту бывшую греческую колонию во II в. до н.э., сохранили и преумножили греческое искусство фехтования и принесли в порт Гекулеса римские мечи-гладиусы и римские прямые кинжалы.

О монегасской школе фехтования можно говорить с конца 13 в. н.э. Согласно легенде, основатели княжеской династии Гримальди - Франсуа Гримальди, Орацио Гастальди, Рикардо Фиески и представители 6-ти Корсиканских семей 8 января 1297 г., переодевшись францисканскими монахами, проникли в замок Монако и перебили всю стражу и спящих и захватили замок. Этот день считается днем основания династии Гримальди и этот эпизод отражен на гербе Монако. Главы первых 9-ти семей стали основателями первых «старших» кланов. Переодетые «монахи» были вооружены короткими мечами и кинжалами, которые было удобно прятать под рясами. Дальнейшая средневековая история Монако протекала в беспрерывных феодальных междоусобицах, заговорах и войнах. Так как очень часто монегаски боролись за независимость своей страны с государствами, превосходящими Монако по своей политической, военной и экономической мощи в десятки и сотни раз, распространение и развитие получили методы и способы партизанской войны и подпольной деятельности, т.к. только они давали шанс сохранить независимость. Коварство и вероломность монегасков, их способность оказывать жесткое и беспощадное сопротивление превосходящим силам противников, готовность использовать любые методы борьбы, начиная от дипломатических и заканчивая военными, стали «притчей во языцах» на юге средневековой Европы.

Потому и оружие, которым владел каждый мужчина-монегаск (а также многие женщины), было соответствующим – «партизанским». В первую очередь, это были всевозможные ножи, кинжалы и стилеты, которые легко спрятать и незаметно пронести в различные помещения. Часто это коротко-клинковое оружие было потайным, т.е. клинки были спрятаны в трости или других предметах. 

В средние века в Монако применялось все мыслимое холодное оружие тех времен, которое просто перечислить невозможно. Но монегаски отдавали предпочтение кинжалам, коротким мечам, дагам и особенно миланским стилетам. Стилеты предназначенные для нанесения колющих ударов, удобные для скрытого ношения использовались также и женщинами. "Миланские" стилеты имели узкий 4-х гранный клинок и не имели гарды. Это было идеальное оружие для нанесения проникающих колотых ран, при этом удар можно было нанести из любого положения кисти. 

Впоследствии из-за универсальности стиля стали использовать другие ножи и кинжалы. 

Дворяне в 15 веке практиковали фехтование на колюще-рубящих шпагах и небольших круглых щитах (для левой руки). В 16 веке начали использовать дагу, что привело к отказу от щитов. В 17 веке дагу сменил кинжал для левой руки. С 18 века практиковалось фехтование одной рукой на колюще-рубящих шпагах. Городские и сельские жители, моряки использовали кинжалы, стилеты и различные ножи. В 19 в. традиционные стилеты были вытеснены ножами и кинжалами. С конца 19 века практически все монегаски перешли на ножи. Стилеты остаются отличительным оружием Донов - глав кланов. В настоящее время используются выкидные ножи с фиксацией клинка и "балисонги". 

Считается, что монегасская школа фехтования ведет свое начало от военно-монашеского ордена «Черные братья», который был создан в 13 в. и существует по сей день. Численность ордена всего лишь 9 человек. Набираются из детей-сирот, воспитываются в глухом монастыре в личной преданности князю. Великим Приором ордена является сам князь Монако. В повседневной жизни его члены имеют различные профессии, носят обычную одежду, а черные плащи с капюшонами – только на церемониях. Экипировку членов ордена составляют стилет, дубинка Св. Доминика [1] , 12 дротиков. Владеют искусством приготовления ядов. Считается, что «Черные братья» выполняют «грязные» поручения князя, в т.ч. за пределами княжества. 

Монегасская нация состоит из 15 кланов, возникновение которых относится к разному времени. В каждом клане существует должность Великого Мастера (Le Grand Maitre), который отвечает за организацию процесса обучения фехтования в клане. Каждый мужчина, достигший 16 лет, обязан пройти обучение фехтованию на ножах. Женщины, достигшие 16 лет, тоже могут пройти обучение, но для них это дело добровольное. Курс обучения стандартизирован монакским Комитетом по Традициям, т.е. во всех монегасских школах все ученики проходят одинаковый курс обучения. Прошедшие стандартный курс обучения и успешно сдавшие экзамен становятся Maestro и полноправным членом клана. 

В школу принимаются как монегаски, так и иностранцы. Но если каждый монегаск становится членом клана, то не каждому иностранцу может быть предложена такая честь. 

Достигшие титула Maestro могут быть приглашены в Школу Фехтования Великого Мастера. 

Главной целью обучения в монегасских фехтовальных школах является передача и распространение культурной традиции, а не обучение боевому искусству. В первую очередь познакомить обучающихся с монегаскими традициями, а уже во вторую – дать наиболее необходимые сведения и навыки боевого применения ножа. Монегасское ножевое фехтование не претендует на то, чтобы быть «самой эффективной боевой системой».
 

Стиль

Об особенностях стиля журналу «Прорез» рассказал в интервью основатель московской школы монегасского ножевого фехтования, Maestro Gianfranco:

- Основные особенности стиля.

- Монегасский стиль входит в группу нижних (корсиканских, итальянских). Отличительная особенность этой группы – нож берется "прямым" хватом, т.е. большой и указательный пальцы вооруженной руки находятся возле гарды (ближе к клинку), а мизинец возле противовеса. Основной удар - снизу вверх в живот.

- Способно ли монегасское ножевое фехтование «выдержать конкуренцию» со многими другими боевыми системами, в которые входит изучение ножа?

- Сложно сказать. Особых свидетельств о поединках с носителями других стилей ножевого боя нет, для монегасков это никогда не было спортом, главной была эффективность - т.е. как можно быстрее убить как можно больше врагов. В идеале это должен быть один внезапный смертельный удар, а не фехтовальный поединок.

- Как проходят тренеровки?

- В нашей школе каждая тренировка состоит из теоретической части, где изучаются: классификация холодного оружия, части ножа, оказание первой медпомощи при ранениях и некоторые другие вопросы. Далее – практическая часть. Практическая часть включает в себя: разминку, медитацию, отработку приемов, учебный бой. Для тренировки и боев используются деревянные модели ножей, учебные бои проводятся достаточно жестко - full contact - без всякого защитного снаряжения. Остальная информация только для учеников школы. Хотите узнать – вступайте.

- Сколько существует таких школ, как ваша?

- Монегасские ножевые школы действую практически во всех европейских странах, за исключением, пожалуй, Испании и Португалии, где сильны свои традиционные стили, некоторых стран, где доминируют мусульмане (Албания, Босния и Герцеговина), и Скандинавии. За пределами Европы школы существуют в США, Канаде, на островах Карибского моря, в Гонконге. Это не означает, что в каждом городе или регионе есть школа. Чаще всего в стране 1, 2 или 3 школы, не больше. Больше всего школ во Франции и Италии - около дюжины в каждой из этих стран. Надо отметить, что только монегасская, корсиканская и мальтийская школы являются "культовыми", т.е. фехтование на ножах в этих школах сильно ритуализированно.
 

В Москве

Gianfranco, основатель московской школы, происходит из 12-го клана монегасского народа, из семьи Montigni. Его прадед переехал в Крым из Монако в конце 19 в. вместе с будущей женой. Прадед и дед Maestro были осуждены при Сталине как итальянские шпионы. Дед женился на русской женщине. Отец Gianfranco переехал в Москву в начале 1960-х годов. Несмотря на жизнь в условиях другой культуры и национального менталитета, а также политические репрессии и ксенофобию, процветавшие в советском обществе, прадед, дед и отец Gianfranco держались монегасских традиций. Также был воспитан и сам Gianfranco. В возрасте 16 лет стал Maestro. В возрасте 22-х лет принял решение восстановить связи с 12-ым кланом.

Первый ученик появился у него в 1996-м году, а в ноябре 2002-го состоялся первый набор в школу. На сегодняшний день в Москве через неё прошли только 26 человек. В июне 2005 г. школа получила официальный статус. В ознаменование этого события Дон 12-го клана прислал из Монако серебряную ящерицу – знак клана.

Расстояния в сотни и тысячи километров, также как и государственные границы, никогда не были и не будут преградой для национальных чувств и культурных традиций.
 

Автор: Александр Литой

Источни