Историческая справка – дага


«Безусловно, фехтование - это искусство. Но нельзя забывать, что это еще и точная наука. Не важно, какое у вас оружие - боевая шпага или рапира с безопасным наконечником: беря его в руку, вы не имеете права относится к своим действиям как к забаве. Если вам взбрело в голову поиграть, для этого есть обруч, волчок или оловянные солдатики...»

А. Перес-Реверте

Классическая дага в том виде, в котором мы привыкли ее видеть, появилась во времена развития испанской школы фехтования. Обусловлено это было изменениями, которые привнесла принципиально новая фехтовальная теория, разработанная в конце XV века. Ее основоположником стал испанский философ, мастер клинка Херонимо Санчес де Карранца, составивший развернутый трактат по фехтованию - «О философии оружия и навыка, и христианском нападении и защите» («De la Filosofia de las Armas y de su Destreza y la Aggression y Defensa Cristiana»). В своей работе Карранца объединил и перевел в плоскость теории большинство из ранее известных сведений по фехтованию, а так же обогатил их своими изысканиями. Немалую лепту внес и его ученик Луис Пачеко де Нарваес, впоследствии дополнивший труды своего наставника. Благодаря их деятельности искусство фехтования эволюционировало в сложную, продуманную науку, где на всякое движение и перемещение приходилась своя математическая формула и точный геометрический расчет траектории.



Карранца в своем труде помимо всего прочего описал технику фехтования на рапирах, отказываясь тем самым от меча и рубящих ударов. Вместе с мечом  заменили и щит, который в новых реалиях больше не был столь эффективен, как раньше. На смену щиту пришел кинжал «дага», сыгравший одну из основных ролей в становлении новой разновидности фехтования - «шпага и кинжал» («espada и daga»).  Дагу принято было держать прямым хватом левой руки и использовать для отражения, блокирования или отвода ударов противника, а так же для контратак на ближней дистанции боя. Испанское фехтование было уделом быстрых и ловких людей, молниеносные уколы, сдвоенные, круговые и повторные атаки не оставляли сражающимся возможности оставаться на месте. Фехтовальщики  постоянно пребывали в движении, пассы и вольты, описанные Карранца, были залогом выживания. Не удивительно, что для осуществления подобной техники боя было необходимо легкое, маневренное оружие. И кинжал дага как нельзя более кстати подошел на эту роль.
 

Классическая дага.

  1. Клинок;
  2. Эфес;
  3. Колющее острие;
  4. Лезвие;
  5. Обух;
  6. Клиновидное сечение;
  7. Пятка;
  8. Крюки (которыми можно было сломать клинок противника);
  9. Крестовина эфеса;
  10. Щиток;
  11. Отбортовка щитка;
  12. Рукоять;
  13. Верхнее кольцо;
  14. Навершие;
  15. Маковка навершия.

 

Те или иные элементы строения оружия  могут варьироваться, но общая концепция всегда остается неизменной. Daga  – колюще-режущий  кинжал, длина которого не превышает 60 см, с плоским или четырехгранным лезвием. Он всегда оснащен мощной гардой, которая помогает парировать клинок соперника, и защищает руку от повреждений. Гарды встречались самые разнообразные от ажурных чаш, листовидных щитков до изогнутых дужек, которые могли заблокировать острие рапиры противника. Носили такой кинжал справа за поясом, без ножен, дабы иметь возможность в любой момент извлечь его.

Немецкая дага.

Примечательным образцом человеческой изобретательности может послужить немецкая дага, изобретенная в XVII веке. Внешне обманчиво простой кинжал преображался в бою за счет активации кнопки, расположенной под большим пальцем. Клинок раскрывался на три части, центральная из которых была оснащена острым наконечником, а боковые обладали треугольным сечением. Подобным трезубцем можно  было внезапно перехватить и сломать шпагу. К тому же неожиданная трансформация оружия могла оказать сильное психологическое воздействие на противника.

 

Вторая жизнь кинжала.

В XVI  веке испанское влияние в полной мере отразилось на боевых искусствах Филиппин, которые значительно обогатились за счет европейских техник. Филиппинская техника боя Эспада и Дага сформировалась именно благодаря испанскому фехтованию. Филиппинцы переняли искусство ведения боя оружием обоих рук. Местные умельцы внесли коррективы в изначальный вариант фехтования с кинжалом в левой руке. Теперь кинжал держался перед мечом, и часто использовался на средней дистанции. Испанцы, несколько обескураженные, таким рвением  к боевым искусствам ввели запрет на ношение мечей, однако филиппинцев это не остановило, и в ход вновь пошли палки. В связи с этим обрело второе дыхание и старое национальное боевое искусство, только лишь расширившее возможности оружия левой руки. Дага все так же преимущественно использовалась для защиты и парирования ударов, но одновременно с этим появилось множество новых вариантов техник и контратак. Со временем из-за использования деревянного оружия в правой руке, дага стала играть все более значимую роль. Техника боя Эспада и дага (меч и клинок) преобразовалась в Олиси и барау (палка и нож). Олиси и барау позволяет вести бой не на дальней дистанции, но преимущественно  на средней и даже короткой. Использование  незаточенного оружия открыло широкий горизонт перспектив для разработки новых приемов и техник.

Автор: Lis